Интересные наблюдения сделала, пока занимаюсь отбором клиник. У большинства солидных (с точки зрения технологий и профессионализма) клиник, нет специальной раскрутки в интернете. А что есть?У них простые интернет-страницы, нет рекламы на специальных ресурсах для пациентов, ищущих ЭКО за рубежом. Тем не менее, некоторые из этих клиник делают по 500-2000 циклов в год с иностранными пациентами. Например, из 30 бельгийских клиник ни одна не рекламируется ни на одном сайте для пациентов. Единственная "реклама", которая есть у большинства клиник - это английская версия интернет-страницы.
Получается, что простой пациент, который желает делать ЭКО за рубежом, скорее попадет в какую-то из клиник, проводящих активную рекламуню компанию и/или специализирующуюся на иностранных пациентах (интеренет-страница на 5-6 языках, мультиязычный медперсонал, оказание дополнительных услуг таких как бронирование отеля, визовая поддержка, итд). Нерадостная какая-то картина вырисовывается.
Из личного опыта: клиника, в которой лечусь не имеет интернет страницы на английском и нигде не рекламируется, соседний большой центр с 2500 циклами эко в год для иностранных пациентов тоже нигде не рекламируется. Младший персонал клиники в Париже с хорошими эмбриологами, с которыми я списывалась, с трудом по телефону могут пообщаться на английском и вебсайта на английском у них нет, а вот профессионализм есть. Диспропорция, однако.
Из положительных примеров - испанские клиники, к ним очень много народа ездит за донорскими циклами, обычно у них сайты на нескольких языках и рекламируются они тоже довольно активно. Но та испанская клиника, которая была нужна мне (с сильным врачом по андрологии и продвинутой эмбриологией) - нигде не рекламировалась. Но сайт на трех языках и хорошая информационная поддержка на запросы у них есть :-)